Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) (3 ноября 1500 г. – 13 февраля 1571 г.) был итальянским ювелиром, живописцем, скульптором, солдатом и музыкантом эпохи Ренессанса, который также написал известную автобиографию.
Бенвенуто Челлини родился во Флоренции, Италия, где его семья была землевладельцами в Валь д'Амбра в течение трех поколений. Его отец, Джованни Челлини, создавал и играл на музыкальных инструментах; он женился на Марие Лизабетте Граначчи, и восемнадцать лет прошло прежде, чем у них появились дети. Бенвенутто был вторым ребенком.
Отец желал, чтобы Бенвенуто присоединился к нему в создании инструментов, и пытался мешать его склонности к обработке металлов. Когда ему было пятнадцать лет, его отец неохотно согласился отдать его в учение ювелиру, Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе. Бенвенуто уже привлек внимание в своем родном городе, после драки с юными компаньонами, он избежал наказания сбежав на шесть месяцев в Сиену, где он работал на известного ювелира Фракасторо; оттуда он поехал в Болонью, где стал более опытным флейтистом и сделал успехи в ювелирном искусстве. После посещения Пизы, и после посещения (дважды) Флоренции (где он посещался скульптором Торриджано), он выступил в Рим в возрасте девятнадцати лет.
Его первым изделием была серебряная шкатулка, сопровождаемая несколькими серебряными подсвечниками, и позже ваза для епископа Саламанки, которая представила который представил его Папе Римскому Клементу VII. Его деяния проложили путь к согласованию с флорентийскими судьями, и он вернулся в свой родной город. Здесь он усердно посвятил себя выполнению медалей, самыми известными из которых является "Геркулес и Лев", работа в золоте, и "Атлас, поддерживающий Сферу", также в золоте. Из Флоренции он поехал ко двору герцога Мантуи, а также затем во Флоренцию и в Рим, где он был нанят не только из-за его работ с драгоценностями, но также он выполнял частные медали и выполнял работы для папского монетного двора. Здесь в 1529 году он убил убийцу своего брата; и вскоре должен был сбежать в Неаполь. Через влияние нескольких из кардиналов он получил прощение; и после возвышения Папы Римского Павла III он был восстановлен в своем прежнем положении, даже, несмотря на новое убийство, совершенное ювелиром. Затем заговор Пьерлуиджи Фарнезе, естественного сына Павла III, привел к тому, что ювелир уехал с Рима во Флоренцию и Венецию, и еще раз он был восстановлен с большей честью чем прежде. При возвращении после посещения двора Франциска Первого, будучи теперь в возрасте тридцати семи лет, он был заключен в тюрьму по обвинению (очевидно ложному), что присвоил во время войны драгоценные камни епископской диадемы; он оставался некоторое время заключенным во дворце СантАнжело, откуда он сбежал, но был возвращен, и ежедневно ожидал смерти на эшафоте. Наконец, однако, он был освобожден при заступничестве жены Пьерлуиджи и Кардинала д'Эсте Феррары, кому он представил роскошную чашу. Некоторое время, он работал при дворе Франциска I, в Фонтеблу и Париже.
Челлини был обвинен четыре раза в гомосексуализме, только один из которых освещен в его автобиографии:
• В возрасте 23 лет с мальчиком по имени Доменико ди Джулиано да Рипа, обвинение было улажено выплатой небольшого штрафа.
• В то время как в Париже, прежняя модель и любовник предъявляли обвинения против него в использования их "по итальянской моде". Это - единственное обвинение, которое он осветил в своей автобиографии, возможно, потому что его конфронтация с его обвинителем в суде привела к признанию обвинений не оправданными.
• Во Флоренции в 1548 году, Челлини обвинялся женщиной по имени Маргарита в том, что он имел определенные дружественные отношения с ее сыном, Винченцо. Возможно, это была частная ссора.
• Наконец, в 1556 году, его ученик Фернандо, будучи уволенным за препирательства, обвинил своего наставника в домогательствах.
Он, как также известно, имел любовниц среди своих моделей женщин, имея незаконную дочь с одной из них, живя во Франции.
Во время войны с Сиеной Челлини был назначен усилить защиту своего родного города, и, он продолжал получать восхищение своих сограждан великолепными работами. Он умер во Флоренции в 1571 году и был похоронен с большим великолепием в церкви Аннунциата.
|
|
|